Православный календарь

Встреча членов литературного клуба
5

22 февраля 2024 года на базе воскресной школы Спасо-Преображенского собора г. Бутурлиновки состоялась встреча литературного клуба «Метаморфоза», посвященная творчеству Н.С. Лескова. Разговор был непростой. С одной стороны, Николай Семенович религиозен, «народен», главные герои его произведений – представители духовенства, осмысление их роли в жизни Отечества.  А с другой стороны, попытка объединить вся и все, разноверие… Ключевое слово в описании личности писателя – неоднозначность.

Приведем слова литературоведа Майи Александровны Кучерской, написавшей биографию Лескова для серии «Жизнь замечательных людей»: «Лесков был горячим, страстным и безудержным человеком, не всегда мог сдерживать себя, но понимал, что идеал находится совсем на другом полюсе, там, где тишина, покой, святость. Но кротость и жертвенная любовь ему не давались. Это, видимо, его надламывало. Он верил в очеловечивающую силу христианства». А вот что пишет литературовед и богослов Михаил Михайлович Дунаев в своей книге «Православие и русская литература»: «В жизни всего понамешено, хорошего и дурного. Можно настроиться на одно дурное, ничего иного не замечая. И тем же заразить других. Еще тревожнее, когда писатель, обладая деспотическою волею, соединяет подобное свое мировидение с требованием тенденциозного отображения жизни. <…> Лесков требовал тенденции сознательно, и основывал свои стремления нередко на еретических идеях. В сопряжении с критическим настроем мировосприятия – опасно».

Поэтому было очень важно отделить зерна от плевел в творчестве Николая Семёновича Лескова. Помощник благочинного по молодежной работе иерей Георгий Дружин отвечал на возникавшие по ходу мероприятия вопросы  у молодежи и остальных участников, требующие священнического пояснения.

Как завещал в «Беседе к юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений» святитель Василий Великий: «Не должно, однажды навсегда предав сим мужам кормило корабля, следовать за ними, куда ни поведут, но заимствуя у них все, что есть полезного, надобно уметь иное и отбросить».

 

2
3
4
6
1